Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения
При создании tone-of-voice в соцсетях важно добиться независимости голоса бренда от голоса конкретного исполнителя. Это позволяет упростить производство контента и добиться стабильного качества.
Мы создавали контент для оптового склада цветов, крупной сети магазинов товаров для дома, юридической компании в сфере банкротства физических лиц и многих других проектов. Вопрос tone-of-voice по ряду причин очень важен.
Во-первых, это особенность работы SMM-студии. Контент-менеджеры одновременно ведут несколько проектов, и для них важно уметь быстро переключаться.
Во-вторых, даже если у бренда есть штатный контент-менеджер, нужно быть готовым к любым ситуациям. Сотрудник может пойти на повышение, перейти в другой отдел, уйти в отпуск, уволиться и т.д. Появится необходимость быстро ввести в курс дела нового исполнителя так, чтобы пользователи не увидели разницы.
В прошлом году мы пришли к наиболее удачной, с нашей точки зрения, схеме разработки и внедрения tone-of-voice, которая помогает решать указанные проблемы. Как она работает, подробнее расскажем в этой статье.
Tone-of-voice — это очень тонкий момент, который достаточно трудно описать технически: «вот так делайте, так не надо», потому что кажется, что это что-то очень эфемерное, неопределенное, сравнимое наделением харизмы того или иного человека. Как бы вы описали, как говорите вы? После этого вопроса люди часто встают в ступор. То же самое и с голосом бренда.
Мы выработали свой план создания ToV по определенным параметрам. Да, нельзя сказать, что это прям универсальный подход, который полностью позволяет смоделировать общий уникальный ToV для любого проекта. Здесь большую роль играет опыт, насмотренность, умение чувствовать контент и знание разных подходов на рынке. Однако базово мы можем описать основные принципы коммуникации, что сильно упрощает работу с контентом и помогает найти свой стиль для каждого.
Затем делим выделенную аудиторию на сегменты с помощью Jobs To Be Done. Здесь нам нужно определить, какими мотивами движется наша аудитория, когда обращается к нам. Какие свои потребности они закрывают нашим продуктом.
У нас получились следующие кластеры:
Сами названия при этом имеют техническое значение и нужны только для внутреннего пользования. Разумеется, если сегмент мы обозначаем как «разгильдяя», это не выражается в пренебрежительном ToV. Мотивы и потребности сегмента прописываем подробно, чтобы более полно представить этот сегмент.
На нашем проекте аудитория больше всего реагирует на репутационные полезные посты в формате лонгридов. Значит, в ToV пропишем, что мы должны делиться полезной информацией на понятном аудитории языке. Чтобы больше вовлекать читателей и увеличивать уровень доверия.
Для нашего проекта мы проанализировали 9 конкурентов. И вот какие выводы у нас получились:
Можно собрать мудборд, в котором подробно с примерами описать, что, по вашему мнению, подходит бренду, а что — нет. Фиксируйте, какие посылы и визуалы должны использоваться.
Опираясь на анализ бренда, продукта и рынка, мы определяем, какие ценности транслирует компания. Для этого сформулируйте основные задачи бренда и назначения продуктов через глагольные конструкции типа: «дарит ощущения доброты, оптимизма и беззаботности», «помогает становиться умнее и получать навыки».
В нашем случае архетип — герой. «Герой» стремится спасти мир, победить зло и найти путь из любой безвыходной ситуации. Он вдохновляет на борьбу и изменение жизни.
Это может быть полностью вымышленный герой с собственной уникальной внешностью. Примеров много: говорящий умывальник из рекламы стирального порошка «Миф», гепард Честер из Cheetos, герой актера Терри Крюса из Old Spice и т. д.
Более простой вариант — персонифицировать бренд в виде героя массовой культуры или реально существующего человека. При этом бренд-персонаж может быть условным и существовать только в виде голоса, без визуального воплощения.
Бренд-персонаж нашего проекта — это честный юрист, герой, отстаивающий права незащищенных граждан перед лицом жестоких законов, помогающий избавиться от непосильного бремени кредитов, чтобы клиенты могли начать новую жизнь.
Ниже пример того, как и о чем наш герой говорит. Простыми словами рассказывает, как он спас женщину от долгов. Не пафосно, а просто и внушительно:
Считаем, что руководства ToV с разделами «Кем мы являемся» и «Чем мы не являемся» могут быть весьма полезными для достижения правильного баланса.
Этот формат создает общее понимание голоса бренда.
Попробуем еще раз:
— длина предложений в тексте;
— стоп-слова;
— обращение к читателю (ты, вы, уважаемый клиент, дорогой друг и т. д.);
— сложности предложений (допустимо ли использовать сложносочиненные и подчиненные конструкции или аудитории будет некомфортно воспринимать тексты, похожие на прозу Льва Толстого в его лучшие годы);
— объем текста;
— наличие в тексте терминов;
— средства художественной выразительности.
Например, шпаргалка может выглядеть так:
Прописываем подробно правила создания креативов, шрифты и основные и дополнительные цвета. Здесь же можно указать, что недопустимо делать в визуале.
На проекте мы решили использовать яркую, но сдержанную цветовую палитру. Это поможет отстроиться от конкурентов и подчеркнуть индивидуальность проекта.
Визуалы должны передавать серьезность, деловитость и скрупулезность, поэтому мы используем фотографии команды, известных людей и фото, сделанные в рабочей обстановке с реквизитами, которые ассоциируются с юридической практикой: кодексы, деловые портфели, блокноты. Разработали примеры иллюстраций, которые будем использовать для создания визуалов. Ниже примеры опубликованного контента:
Рекомендуем все результаты и находки фиксировать в один документ, тестировать и со временем дорабатывать.
нам в мессенджеры